Государственное учреждение образования "Средняя школа № 9 г.Мозыря"

Мы на карте

Интернет-портал Президента Республики Беларусь

Беларусь Библиотечная

Белорусская республиканская пионерская организация

Молодежь Беларуси

Областной профориетационный портал

POMOGUT.BY

В помощь педагогам


В помощь педагогам

Профессиональная ориентация учащихся в школе - одна из важнейших педагогических и психологических проблем. Перед молодыми людьми, вступающими в жизнь, стоит задача выбора профессии, что можно представить в виде формулы: «надо» (потребности рынка труда) - «хочу» (профессиональные проекты, планы, намерения) - «могу» (склонности, способности, возможности личности), в которой все составляющие должны согласовываться друг с другом.

Педагогу, занимающемуся профориентацией, важно знать критерии обоснованности профессионального выбора, которые определяются по следующим показателям:

  1. Наличие профессионального плана (намечена профессия и учебное заведение, где её можно получить, факультет, специальность);
  2. Наличие интереса, склонности к выбираемому виду деятельности (чтение литературы о профессии, посещение кружков, факультативов, практическая деятельность по данной профессии);
  3. Знание содержания и условий труда по намеченной профессии (правильное сообщение данных о последовательности и характере трудовых действий, целях, орудиях и условий труда);
  4. Знание требований, предъявляемых профессией к человеку (психологические и профессионально важные качества личности, представление о способах их развития или компенсации, состояние здоровья, знание медицинских противопоказаний к труду по выбранной профессии);
  5. Соотнесение знаний о состоянии своего здоровья и развитии профессионально важных качеств с требованиями профессии ( учёт их при выборе профессии или целенаправленная практическая деятельность по развитию необходимых качеств, по укреплению здоровья);
  6. Учёт общественной потребности в кадрах, возможности трудоустройства.

Довольно часто учащиеся необоснованно выбирают профессию. Это происходит из-за слабой информированности о профессиях, рынке труда, отрицательного влияния ценностных ориентаций семьи, соображений престижа при выборе профессии, завышенного уровня притязаний.

При выборе профессии наиболее часто встречаются следующие ошибки:

  • выбор профессии за компанию;
  • увлечение только внешней или какой-то одной стороной профессии;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • устаревшее представление о характере труда;
  • недостаточное знание профессии;
  • незнание или неадекватная оценка своих психических и физических особенностей;
  • неумение разобраться в своих намерениях и мотивах.

Профессиональные намерения выпускников средних школ чаще обусловлены интересом к профессии, её социальным престижем, стремлением получить высшее образование. Гораздо реже мотивом профессионального выбора является интерес к содержательной стороне деятельности, творчеству и самореализации, общественная значимость профессии.

Факторы выбора профессии:

  1. Социальное макроокружение (общественный строй, уровень его развития).
  2. Социальное микроокружение (семья, школьный коллектив, круг знакомых и друзей).
  3. Потребность общества в кадрах.
  4. Условия трудовой деятельности.
  5. Психологические и психофизиологические особенности личности.
  6. Степень информированности о мире профессий, структуре рынка труда.

Профориентация учащихся в школах осуществляется совместно классным руководителем, психологом, педагогами-предметниками. Какова же роль классного руководителя?

В течение всего учебного года с учащимися необходимо проводить профориентационную работу:

  • проведение психологического теста «Готов ли я к выбору профессии?»;
  • ознакомление с различными профессиями данного профиля (химико­биологического, физико-математического, филологического и т. д.);
  • ознакомление с высшими учебными заведениями, готовящими специалистов данного профиля (название ВУЗа, факультеты, специальности, условия приёма и т. д.);
  • встречи и беседы с людьми интересующих профессий;
  • встречи с бывшими выпускниками, поступившими на данные специальности в ВУЗы;
  • посещение ВУЗов в «Дни открытых дверей» и т. д.

Целесообразно проводить классные часы, посвящённые профессиональной ориентации учащихся, уже начиная с первого месяца учёбы в 11 классе. При подготовке классного часа разрабатывать сценарий, готовить материалы выступлений и докладов должны сами ученики под руководством классного руководителя и психолога. Тогда ребята будут с большим интересом и увлечённостью обсуждать те или иные вопросы или проблемы, которые их заинтересуют.


Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

Дополнительные подразделы:

Профориентационные мероприятия
Видеоматериалы для 1-4 классов
Видеоматериалы для 9-11 классов

Выбор языка

Контакты

(8-0236) 35-72-73
mozsh9@mail.gomel.by

247760, Республика Беларусь, Гомельская область, г.Мозырь, ул. Притыцкого, 23
Открыть контакты

Выборы 2020

Телефон доверия

Родителям будущих первоклассников

Лето на пользу

Тебе, выпускник!

Профилактика короновирусной инфекции

Год малой Родины

75 лет Великой Победы

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный образовательный портал

Академия последипломного образования

Отдел образования Мозырского райисполкома

Мозырский районный исполнительный комитет

Гомельский областной институт развития образования

Детский правовой сайт

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Главное управление образования Гомельского областного исполнительного комитета

100 лет со дня создания БССР