Государственное учреждение образования "Средняя школа № 9 г.Мозыря"

Интернет-портал Президента Республики Беларусь

Белорусская республиканская пионерская организация

Молодежь Беларуси

Областной профориетационный портал

II Европейские Игры в 2019

Перепись населения в 2019 году

В помощь педагогам


В помощь педагогам

Профессиональная ориентация учащихся в школе - одна из важнейших педагогических и психологических проблем. Перед молодыми людьми, вступающими в жизнь, стоит задача выбора профессии, что можно представить в виде формулы: «надо» (потребности рынка труда) - «хочу» (профессиональные проекты, планы, намерения) - «могу» (склонности, способности, возможности личности), в которой все составляющие должны согласовываться друг с другом.

Педагогу, занимающемуся профориентацией, важно знать критерии обоснованности профессионального выбора, которые определяются по следующим показателям:

  1. Наличие профессионального плана (намечена профессия и учебное заведение, где её можно получить, факультет, специальность);
  2. Наличие интереса, склонности к выбираемому виду деятельности (чтение литературы о профессии, посещение кружков, факультативов, практическая деятельность по данной профессии);
  3. Знание содержания и условий труда по намеченной профессии (правильное сообщение данных о последовательности и характере трудовых действий, целях, орудиях и условий труда);
  4. Знание требований, предъявляемых профессией к человеку (психологические и профессионально важные качества личности, представление о способах их развития или компенсации, состояние здоровья, знание медицинских противопоказаний к труду по выбранной профессии);
  5. Соотнесение знаний о состоянии своего здоровья и развитии профессионально важных качеств с требованиями профессии ( учёт их при выборе профессии или целенаправленная практическая деятельность по развитию необходимых качеств, по укреплению здоровья);
  6. Учёт общественной потребности в кадрах, возможности трудоустройства.

Довольно часто учащиеся необоснованно выбирают профессию. Это происходит из-за слабой информированности о профессиях, рынке труда, отрицательного влияния ценностных ориентаций семьи, соображений престижа при выборе профессии, завышенного уровня притязаний.

При выборе профессии наиболее часто встречаются следующие ошибки:

  • выбор профессии за компанию;
  • увлечение только внешней или какой-то одной стороной профессии;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • устаревшее представление о характере труда;
  • недостаточное знание профессии;
  • незнание или неадекватная оценка своих психических и физических особенностей;
  • неумение разобраться в своих намерениях и мотивах.

Профессиональные намерения выпускников средних школ чаще обусловлены интересом к профессии, её социальным престижем, стремлением получить высшее образование. Гораздо реже мотивом профессионального выбора является интерес к содержательной стороне деятельности, творчеству и самореализации, общественная значимость профессии.

Факторы выбора профессии:

  1. Социальное макроокружение (общественный строй, уровень его развития).
  2. Социальное микроокружение (семья, школьный коллектив, круг знакомых и друзей).
  3. Потребность общества в кадрах.
  4. Условия трудовой деятельности.
  5. Психологические и психофизиологические особенности личности.
  6. Степень информированности о мире профессий, структуре рынка труда.

Профориентация учащихся в школах осуществляется совместно классным руководителем, психологом, педагогами-предметниками. Какова же роль классного руководителя?

В течение всего учебного года с учащимися необходимо проводить профориентационную работу:

  • проведение психологического теста «Готов ли я к выбору профессии?»;
  • ознакомление с различными профессиями данного профиля (химико­биологического, физико-математического, филологического и т. д.);
  • ознакомление с высшими учебными заведениями, готовящими специалистов данного профиля (название ВУЗа, факультеты, специальности, условия приёма и т. д.);
  • встречи и беседы с людьми интересующих профессий;
  • встречи с бывшими выпускниками, поступившими на данные специальности в ВУЗы;
  • посещение ВУЗов в «Дни открытых дверей» и т. д.

Целесообразно проводить классные часы, посвящённые профессиональной ориентации учащихся, уже начиная с первого месяца учёбы в 11 классе. При подготовке классного часа разрабатывать сценарий, готовить материалы выступлений и докладов должны сами ученики под руководством классного руководителя и психолога. Тогда ребята будут с большим интересом и увлечённостью обсуждать те или иные вопросы или проблемы, которые их заинтересуют.


Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

Дополнительные подразделы:

Профориентационные мероприятия
Видеоматериалы для 1-4 классов
Видеоматериалы для 9-11 классов

Выбор языка

Контакты

(8-0236) 35-72-73
mozschool9@mail.ru

247760, Республика Беларусь, Гомельская область, г.Мозырь, ул. Притыцкого, 23
Открыть контакты

Год малой Родины

100 лет со дня создания БССР

Телефон доверия

Белорусский национальный образовательный интернет-портал

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный образовательный портал

Академия последипломного образования

Отдел образования Мозырского райисполкома

Мозырский районный исполнительный комитет

Гомельский областной институт развития образования

Детский правовой сайт

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Главное управление образования Гомельского областного исполнительного комитета

POMOGUT.BY