Государственное учреждение образования "Средняя школа № 9 г.Мозыря"

Интернет-портал Президента Республики Беларусь

Белорусская республиканская пионерская организация

Молодежь Беларуси

Высшая лига образования САММИТ

Областной профориетационный портал

Беларусь помнит

Диагностики, тесты, опросники

Как выбрать профессию

    Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора – у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.

    Если это так, то ты – счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

    Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит – это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

    Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким–либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься – потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог – и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив – он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо–ребенок – во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

    Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику – интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера–конструктора или физика–теоретика.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" – например, корректору важно внимание, художнику – образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

    Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен – тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив – не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

    Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь – скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек – не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

    Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) – исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное – интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес – вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой–то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика – ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности – как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы – это ее название…

    Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии – а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера:

    репутация ВУЗА и конкурс,

    мнение друзей, родителей,

    стоимость обучения.

    Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).


Тест"Определи свои склонности"

 Диагностика профессиональной направленности личности

(Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального выбора. – СПб, 1998)

Наряду с известными методиками ДДО, КИ (карта интересов), рекомендуется использовать методику «Карта склонностей – КС»:

Цель: определить направленность индивидуальных склонностей личности и силу их проявления в различных сферах профессиональной деятельности. Возможно использование среди старшеклассников, студентов, взрослых, вставших перед проблемой выбора профессии.

Инструкция: «Вам необходимо ответить на вопросы по определенным разделам (1 – 7), используя опросный лист. Если Ваш ответ положительный, то рядом с номером вопроса в листе ответов поставьте знак (+).

Опросник

  1.  Верно ли, что в детстве Вам очень нравилось:

  2. Подолгу играть в подвижные игры?
  3. Быть в играх ведущим, верховодить в них?
  4. Придумывать содержание и правила игры?
  5. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что в них?
  6. Играть в шашки, шахматы?
  7. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы?
  8. Читать стихи или петь песни, когда об этом просили?
  9. рисовать самому или наблюдать, как рисуют другие?
  10. слушать музыку или пение?
  11. Рассказывать разные фантастические истории?
  12. Наблюдать за жизнью растений, животных, насекомых?
  13. Заниматься шефской работой?
  14. Заводить новых друзей?
  15. Быть душой компании сверстников?

2. Нравится ли Вам сейчас:

15. Заниматься на уроках физкультуры или в спортсекции?

16. Добровольно брать на себя обязанности организатора?

17. Помогать ребятам решать задачи, объяснять решения?

18. Обрабатывать материал (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)?

19. Искать ошибки в схемах, чертежах, расчетах, текстах?

20. Помогать людям разобраться в их проблемах?

21. читать, узнавать что-то новое о людях искусства или участвовать в художественной самодеятельности?

22. Заниматься в изостудии или в изокружке?

23. Играть на том или ином инструменте?

24. Писать сочинения на свободную тему?

25. Ухаживать за растениями или животными?

26. Устанавливать различные связи с интересными людьми?

27. Находиться в обществе малознакомых людей?

28. Решать проблемы других людей?

3. Получаете ли Вы особое удовлетворение:

29. От участия и борьбы в спортивных состязаниях?

30. От своего умения расставить людей, распределять их обязанности?

31. От обслуживания и ремонта приборов, технических устройств, машин?

32. От точного управления каким – либо грузовым, подъемным или транспортным средством?

33. От своего умения выполнять схемы, вычисления, расчеты?

34. От умения уладить ссору или конфликт между людьми?

35. От своего удачного рассказа окружающим о каком-нибудь событии?

36. От собственно – художественно – творческой работы?

37. От знакомства с новыми музыкальными инструментами или произведениями?

38. От составления точного описания или отчета о наблюдаемом?

39. От наблюдений за тем, как меняется природа весной, осенью или зимой?

40. От возможности своими действиями оказать помощь незнакомому человеку?

41. От желания людей контактировать с Вами?

42. От процесса общения с людьми?

4. Вам нравится, если Вам поручают:

43. Подготовку спортивных соревнований или похода?

44. Организацию интересного коллективного дела?

45. Участвовать в олимпиаде по физике, математике?

46. Осуществить монтаж или сборку какого – либо прибора, машины?

47. Разобраться в схеме, чертеже, таблице?

48. Поработать с младшими, потренировать товарищей в чем-то?

49. Выступить на сцене?

50. Выпустить стенгазету или оформить выставку?

51. Подготовить музыкальное выступление?

52. Подготовить научно – популярное выступление?

53. Делать биологические опыты и исследования?

54. Выступать общественным защитником на суде или разбирательстве?

55. Разобраться в неприятной конфликтной ситуации?

56. Очень часто безвозмездно помогать пожилому соседу?

5. Всегда ли Вам приятно:

57. Выложиться полностью на тренировке, спортсоревнованиях?

58. Активно участвовать в делах коллектива, требующих Вашей личной инициативы?

59. Разгадывать шарады, выполнять точные вычисления?

60. Изготовить по чертежам модель, прибор или механическое устройство?

61. Поработать на компьютере?

62. Помочь людям в конфликте с другими или порадоваться за чужой успех?

63. Участвовать в художественной самодеятельности, концерте в роли выступающего?

64. Порисовать красками, карандашами для своего удовольствия?

65. Поиграть на музыкальном инструменте, не думая ни о чем другом?

66. Писать стихи, прозу, вести дневник?

67. Кропотливо и долго помогать заболевшему растению или животному?

68. Тратить свое свободное время на проблемы других людей?

69. Действовать индивидуально, не привлекая на помощь других людей?

70. Заботиться об окружающих Вас людях?

6. Можете ли Вы долгое время выдерживать такие дела, как:

71. Занятия спортом, физическим трудом?

72. Энергичную работу вместе и рядом с другими людьми?

73. «Ломать голову» над поиском ошибки в расчетах?

74. Искать неполадки в приборе, механизме?

75. Копировать чертежи, карты и т.п.?

76. Заботиться о младших, больных или слабых людях?

77. Думать над судьбами, образами героев кино или книги?

78. Создавать по плану задуманное (картину, шитье, рукоделие)?

79. Исполнять собственные музыкальные пьески, сочинения?

80. Вести борьбу с вредителями сада, огорода?

81. Собирать информацию для будущего доклада или сообщения?

82. Выслушать интересный рассказ своей соседки?

83. Сохранять доверенную Вам тайну?

84. Длительное пребывание в компании незнакомых Вам людей?

7. В будущем Вам больше всего хотелось бы:

85. Достичь особых успехов в спорте?

86. Руководить людьми?

87. Стать известным математиком или ученым?

88. Участвовать в создании новых машин или приборов?

89. Работать исследователем?

90. Постоянно общаться с людьми?

91. Стать известным артистом?

92. Создать оригинальное художественное полотно?

93. Достичь особых успехов в музыкальном творчестве?

94. Стать известным журналистом или мастером слова?

95. Вывести новый сорт растений или вид животных?

96. Увлечь своим хобби других людей?

97. Посвятить свое свободное время работе с людьми?

98. Приобретать новых друзей и заводить новые знакомства?

 Опросный лист

Ф.И.О._____________________________________________

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

 

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

 

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

 

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

 

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

 

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

  Обработка и анализ результатов:

За каждый положительный ответ испытуемый получает 1 балл. Наличие общей суммарной оценки в столбце по вертикали (от 5 до 7 баллов) указывает общее направление индивидуальных склонностей и силу их проявления в следующих сферах деятельности:

1 – спортивно – физическая;

2 – организаторская;

3 – аналитико - математическая;

4 – конструкторско – техническая;

5 – обращение со знаковыми системами;

6 – коммуникативная;

7 – художественная;

8 – изобразительная;

9 – музыкальная;

10 – филологическая;

11 –природоохранная и сельскохозяйственная;

12 – 14 – социально – педагогическая.

Высокие показатели в столбцах 2 и 6 (сумма в двух столбцах от 10 до 14 баллов) свидетельствуют об организаторских и коммуникативных данных, важных для воспитателей, специалистов образования, управленцев.

Наличие высокой суммарной оценки в столбцах 3 -5 (от 15 до 21 балла) свидетельство выраженных склонностей и интересов, необходимых для выбора профессий технического профиля.

Высокие показатели в столбце 11 (от 5 до 7 баллов) свидетельствуют о склонности к природоохранительной деятельности, в сочетании с высокими данными в столбце 6 – говорят о склонности к профессиям медицинского профиля.

Высокие суммарные показатели в столбцах 7 – 10 (20 – 28 баллов) свидетельствуют о художественно – изобразительных данных, помогают реализовать творческий потенциал человека в любой профессии.

Показатели в столбцах 2, 6, 12, 13, 14 (от 25 до 35 баллов) свидетельствуют о наличии склонности к профессиям «социально - психологическая работа».


Соседние подразделы:
Нормативные документы
Профориентация
Советы психолога
Абитуриенту - 2020
ТЕЛЕФОНЫ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» по вопросам проведения выпускных экзаменов ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА: 8 0232 357029 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МОЗЫРСКОГО РАЙИСПОЛКОМА:...
Информационно-рекламные фильмы об учебных заведениях
В помощь педагогам
Профессиональная ориентация учащихся в школе - одна из важнейших педагогических и...

Выбор языка

Контакты

(8-0236) 35-72-73
mozsh9@mail.gomel.by

247760, Республика Беларусь, Гомельская область, г.Мозырь, ул. Притыцкого, 23
Открыть контакты

Телефон доверия

Год малой Родины

100 лет со дня создания БССР

Белорусский национальный образовательный интернет-портал

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный образовательный портал

Академия последипломного образования

Отдел образования Мозырского райисполкома

Мозырский районный исполнительный комитет

Гомельский областной институт развития образования

Детский правовой сайт

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Главное управление образования Гомельского областного исполнительного комитета

POMOGUT.BY