Государственное учреждение образования "Средняя школа № 9 г.Мозыря"

Инновации в образовании

База инновационного проекта: образовательный процесс по математике в 1 «А» классе – 30 учащихся. Состав участников инновационного проекта определён приказом № 393а-од от 12.09.2016.   

Целью инновационного проекта является повышение качества обучения математике посредством внедрения методики решения текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики (на первой ступени общего среднего образования)

В 2016/2017 учебном году перед участниками инновационного проекта  стояли следующие задачи:

-оценить ресурсное обеспечение проекта и обеспечить недостающее оборудование и методические пособия для его реализации;

-разработать и реализовать календарно-тематического планирование учебного материала для 1 класса с учётом  внедрения методики решения текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики;

- разрабатывать структуру уроков математики, оптимально сочетающих индивидуальные и групповые формы организации образовательного процесса с учётом специфики внедряемой модели обучения;

- организовать оптимальное использование учебных пособий для учащихся (автор В.Д. Герасимов);

- акцентировать внимание на овладении учащимися техникой устных вычислений с применением математических тренажеров, теоретическими знаниями и культурой математической речи посредством листов самоконтроля и опорных таблиц к ним, техникой решения текстовых задач на учебных и факультативных занятиях;

- вести сравнительный мониторинг учебных достижений учащихся в классе, участвующем в инновационном проекте и в контрольных классах той же параллели;

- повышать профессиональную компетентность педагогов, задействованных в инновационном проекте и степень их умения обучению решению текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики;

- определить и обеспечить содержание и формы внутреннего контроля, отражающие динамику внедрения инновационного проекта и обеспечивающие оценку возможных рисков;

-организовать включение родителей в педагогический процесс, обеспечивающий глубину понимания сущности инновационной деятельности;

- обеспечить обмен педагогическим опытом работы внедрения инновационной деятельности как внутри учреждения образования, так и в рамках района;

- обобщить промежуточные результаты внедрения инновационного проекта.

Для успешной реализации инновационного проекта были сформированы:

  1. Управленческая команда в составе: директора школы Хомутовской О. А., заместителя директора по учебной работе Калиновской И.Б., учителя первой ступени общего среднего образования Круковской педагога-психолога Стражевич Е.В., обеспечивающая локальную нормативно-правовую базу по внедрению инновационного проекта, координацию деятельности участников инновации, повышение профессионального роста педагогов, проведение мониторинга по всем направлениям работы;
  2. Творческая группа учителей первой ступени общего среднего образования в составе: Круковской Т.В., Басак О.А., Лисовец Е.Д., обеспечивающая реализацию проекта в 1-ом классе и проведение сравнительного мониторинга;

3.Творческая группа педагогов-психологов в составе: Стражевич Е.В., Крупкевич А.И., обеспечивающая проведение диагностики, создание положительного микроклимата для осуществления взаимодеятельности всех участников образовательного процесса.

Согласно календарному плану на 2016/2017 учебный год были проведены следующие инструктивно-методическое совещание с коллективом школы: «Об организационно-педагогических мерах по внедрению инновационной модели обучения математике в школе в 2016/2017 году»; семинары-практикумы для участников инновационного проекта: «Использование методики решения текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования», «Ведение педагогических дневников педагогами как реальное отражение успешности инновационного проекта», «Учебник математики В.Д. Герасимова как «интеллектуальный самоучитель» и как центральный элемент системы учебно-методического обеспечения предмета», «Профессиональная компетентность учителя при обучении школьников с разным уровнем математической подготовки».

Для решения задач, поставленных на данный период, было сделано следующее:

- организован образовательный процесс в 1 «А» классе в соответствии с календарно-тематическим планированием учебного материала, составленным с учетом особенностей внедряемой модели обучения в рамках образовательных стандартов (Приложение 1);

- разработаны контрольно-измерительные дидактические материалы для текущего и рубежного контроля знаний и умений учащихся 1 класса; 

- организована работа по оперативному выявлению затруднений учащихся в усвоении содержания учебного материала, учёту и своевременной коррекции их знаний и умений в системе урок – поддерживающие занятие, урок- факультативное занятие с учетом особенностей работы в рамках инновационного проекта;

- проведён мониторинг учебных достижений учащихся в 1 «А» классе, участвующего в инновационном проекте, и в контрольных классах той же параллели;

- организована работа факультативного занятия «Решение текстовых задач».

Научно-методическое обеспечение инновационного проекта осуществлялось на основе сотрудничества с автором проекта В.Д.Герасимовым, а так же научными консультантами: А.П. Лобановым, Костюкович Н.В.

Для реализации инновационного проекта использовалось следующее учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебная программа по математике для I – IV классов учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения, утвержденная Министерством 1017г.).
  2. Программа факультативных занятий по математике «Решение текстовых задач» для 1 – 4 классов (автор В.Д. Герасимов).
  3. Учебные пособия для 1 класса:

Моя математика, 1 класс: часть 1, часть 2 автор В.Д. Герасимов.;

Рабочая тетрадь «Моя математика», 1 класс: учебник-тетрадь в 2 частях автора В.Д. Герасимова;

Автор проекта В.Д. Герасимов регулярно (не реже 1 раза в 2 недели) проводил индивидуальные интерактивные консультации с учителям и другими участниками образовательного процесса, участвующими в инновационной деятельности. Содержание консультаций предусматривало рассмотрение следующих вопросов:

- корректировка календарно-тематического планирования учебного материала;

- методика изучения отдельных тем учебной программы в рамках инновационной модели обучения;

- содержание контрольно-измерительных материалов для организации текущего контроля знаний и умений учащихся;

-  консультации по проблемам, возникающим в ходе реализации программы инновационной деятельности и зафиксированные в дневниках участников инновационного проекта.

В соответствии с программой инновационного проекта и календарным планом его реализации проведены следующие мероприятия:

- установочное совещание с участниками инновационного проекта;

- определены ступени обучения, параллели и классы;

- распределены функциональные обязанности;

- проведена информационно-разъяснительная работа о сути модели обучения среди учащихся школы и их родителей;

-проведены: диагностика уровня утомляемости и уровня тревожности учащихся, проведена анкета для родителей «Как вы относитесь к внедрению инновационного проекта»;

- диагностика эффективности устных вычислений у учащихся, эффективности решения текстовых задач.

Учителем, задействованным в  инновационном проекте, проведены открытые уроки, осуществляется система дополнительных факультативных занятий «Решение текстовых задач», в системе проводятся поддерживающее и стимулирующие занятия; администрацией школы организовано взаимопосещение уроков в параллели; педагогом - психологом организовано психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса.. Проведены  запланированные семинары, на которых обсуждались рекомендации по эффективному использованию элементов инновационной модели обучения.

Состоялись следующие заседания:

  1. «Особенности календарно-тематического планирования учебного материала для учащихся 1-ого класса в инновационной модели обучения» и возможности его корректировки» (август 2016).
  2. Система работы с рабочей тетрадью «Моя математика» (сентябрь 2016).
  3. «Система работы с текстовыми задачами в первом классе на в рамках инновационной модели обучения» (ноябрь 2016).
  4. «Особенности изучения раздела «Состав однозначных чисел» (декабрь 2016).
  5. «Система работы с математическими тренажерами как основа формирования культуры устных вычислений» (январь 2017).
  6. Межреггиональный семинар с участниками инновационного проекта из Гомельской области «Обучение математике на основе инновационной образовательной концепции «Обучение. Социализация. Развитие» (февраль 2017).
  7. «Система работы над простыми задачами, лежащими в основе инновационного подхода» (март 2017).
  8. «Система работы всех участников образовательной деятельности по получению обратной связи о ходе реализации инновационного проекта» (апрель 2017).

В рамках реализации инновационного проекта каждый педагог определил для себя тему по самообразованию:

  1. Круковская Т.В. «Разработка системы учебных и факультативных занятий по математике в 1-х классах с учётом рекомендаций консультантов по инновационному проекту»;

2.Хомутовская О.А.,  «Разработка этапов внутреннего контроля в ходе реализации инновационного проекта;

3.Калиновская И.Б. «Разработка оценки возможных рисков и путей их преодоления».

4.Стражевич Е.В. «Эффективные приёмы психологического сопровождения всех участников инновационного проекта».

В ходе реализации инновационного проекта получены следующие результаты.

  1. Организация образовательного процесса в I, II, III и начале  IV четвертях в 1 «А» классе работа строилась  с использованием учебного пособия «Моя математика» В.Д. Герасимова и рабочих тетрадей для учащихся «Моя математика», календарно-тематического планирования.  Работа показала, что инновационная модель обучения математике (автор В.Д. Герасимов) обеспечивает качественное выполнение требований государственной программы по предмету. При этом уже на начальном этапе внедрения инновационной модели зафиксирован важный показатель её эффективности:  оптимальное перераспределение учебного времени при изучении различных тем учебной программы (в том числе, его экономию в целом).
  2. Система работы над теоретическим материалом, заложенная в рабочих тетрадях для учащихся «Моя математика», позволила оптимизировать формы и методы организации учебного процесса с учётом разных уровней развития математических способностей и математической подготовки учащихся. В результате материал усваивается в большем количестве.
  3. Для оперативного выявления затруднений учащихся в усвоении содержания учебного предмета, учёта и своевременной коррекции их знаний и умений в классе организована работа в системе урок – поддерживающие занятия. С учащимися, проявляющими интерес к математике, организована работа в системе урок – факультативные занятия, стимулирующие занятия.
  4. Получены предварительные результаты мониторинга и оценки математической подготовки учащихся.

Учебный процесс в 1 «А» классе строился согласно требованием программы и с учётом календарно - тематического планирования. На апрель 2016/2017 учебного года установлено, что теоретическая и практическая части программы выполнены в полном объёме, все задачи, поставленные на учебный год реализованы.

Анализ учебных достижений учащихся классов инновационной модели и контрольных классов показывает, что инновационная модель обучения математике обеспечивает качественное выполнение требований государственной программы.

Проведены диагностики школьной адаптации на начало и конец года, психолого-педагогический скрининг.

По результатам скрининга на начало учебного года было выделено 38% учащихся, имеющих высокую возрастную норму, и 48% - относящихся к стабильной середине, 14 % детей составляли «группу риска» по готовности к обучению в школе. 86% детей имели  достаточный уровень готовности к обучению в школе, что способствовало успешному участию учащихся в инновационном проекте. На конец учебного года 68% учащихся, имеют высокую возрастную норму, и 29,0% - относятся к стабильной середине, 3,0 % детей составляют «группу риска».

По результатам стартовой диагностики уровня математической подготовки на начало учебного года было выделено 28,0% детей,  имеющих уровень интеллектуального развития выше нормы,  66,0% детей, имеющих уровень интеллектуального развития соответствующий  норме, и 6,0% детей - уровень интеллектуального развития которых ниже нормы. На конец учебного года уровень математической подготовки имеет положительную динамику:  38% детей,  имеют уровень интеллектуального развития выше нормы,  58,0% детей имеют уровень интеллектуального развития соответствующий  норме, и 4,0% детей- имеют  уровень интеллектуального развития ниже нормы.

Владение базовыми вычислительными навыками, теоретическим материалом дает учащимся уверенность при выполнении различных заданий. Данный вывод подтвержден результатами анкетирования

Прочно усвоили последовательность и состав чисел от 0 до 20 100% учащихся. Все учащиеся знают разрядный состав двузначных чисел, выполняют сложение и вычитание в пределах 10, с опорой на состав чисел. Учащиеся умеют сравнивать числа в пределах 20, длины отрезков. Умеют классифицировать предметы по одному и двум свойствам (цвету, форме и размеру). Решают простые задачи на сложение и вычитание. Правильно строят отрезки по заданной длине.

Диагностика уровня форсированности знаний, проведённая на конец года, показывает, что умения и навыки учащихся по решению текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики на 1 ступени общего среднего образования (в соответствии с работой по учебнику математики В. Д. Герасимова) сформированы достаточно прочно. 15 (50,0%) учащихся класса не испытывают трудностей в обучении, выполняют диагностические работы без ошибок (на 100 %), 10 учащихся (33,0%) справляются с работой  на достаточном уровне, 5 учащихся )17,0%)  допускают ещё ошибки при решении заданий.

В целом можно утверждать, что в 2016/2017 учебном году у учащихся 1 «А» класса были заложены основы знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения обучения по инновационному проекту, сформирован интерес к учебно-познавательной деятельности.

Проведенный мониторинг эффективности решения текстовых задач показывает явное преимущество класса инновационной модели в параллели 1х классов. На первом этапе диагностики практически не наблюдалось различий между результатами 1 «А»  класса и пяти остальных классов в параллели. Однако на втором этапе диагностики (апрель, 2017) возрастает эффективность решения текстовых задач класса инновационной модели по сравнению с контрольными классами. Так, в 1 “А” классе учащиеся выполнили диагностические работы на 15,0% лучше в сравнении с контрольными классами в параллели (высокий уровень, без ошибок). Достаточный уровень был на 18,0% выше в сравнении с контрольными классам в параллели. 

 В рамках сопровождения инновационного проекта педагогом-психологом школы Стражевич Е.В. проведена следующая работа:

- диагностика уровня готовности к обучению в школе;

- диагностика уровня интеллектуального развития;

- диагностика уровня обученности учащихся по математике (апрель, 2017);

- изучение уровня адаптации учащихся;

- диагностика уровня тревожности учащихся;

- анкетирование родителей «Удовлетворённость родителей уровнем образовательного процесса по математике» (апрель, 2017г)

Результаты психологической диагностики уровня тревожности и уровня адаптации на начало учебного года показывали следующее: уровень тревожности наблюдался у 18,0% учащихся; уровень адаптации у 89,0% учащихся, уровень возможной дезадаптации у 11,0% учащихся, дезадаптации не наблюдалось. На конец учебного года  у учащихся 1 «А» класса уровень тревожности отсутствует, уровень адаптации составил 95,5%.

Анкетирование родителей 1 «А» класса показало, что все они согласны с участием их детей в инновационном проекте.

В среднем 98,0% родителей отмечают, что на уроках математики учителем создается доброжелательная атмосфера на уроке, поощряется не только результат, но и способ достижения, знания учащихся оцениваются объективно. Отмечается, что учитель математики при планировании и проведении учебных занятий соблюдает принципы здоровьесбережения. Родители стали помощниками, союзниками, учителя. По результатам анкетирования 100% родителей интересуются успехами своих детей, оказывают моральную поддержку в преодолении трудностей по предмету, поощряют даже незначительные успехи.

 

 



«Рассказ со связью «всего (вместе). Составление задач» урока математики в 1 классе по теме


«Сумма, слагаемые, значение суммы» открытый урок по математике в 1 классе Герасимов


СОСТАВ до 10


СХЕМЫ к задачам


Соседние подразделы:
Инструктивно-методические письма
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении...
Школа молодого учителя
ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА Задачи и содержание работы: Наставник стажера, молодого специалиста, начинающего работать в школе, обязан:...
Аттестация педагогических работников
Организация олимпиадного движения
Подразделы: Наши результаты (5).
НОУ

Контакты

(8-0236) 35-72-73
mozschool9@mail.ru

247760, Республика Беларусь, Гомельская область, г.Мозырь, ул. Притыцкого, 23
Открыть контакты

Национальный образовательный портал

Министерство образования Республики Беларусь

Отдел образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома

Мозырский районный исполнительный комитет

Гомельский областной институт развития образования

Детский правовой сайт

Белорусская республиканская пионерская организация

Молодежь Беларуси

Областной профориетационный портал

Институт пограничной службы Республики Беларусь