В помощь педагогам
Профессиональная ориентация учащихся в школе - одна из важнейших педагогических и психологических проблем. Перед молодыми людьми, вступающими в жизнь, стоит задача выбора профессии, что можно представить в виде формулы: «надо» (потребности рынка труда) - «хочу» (профессиональные проекты, планы, намерения) - «могу» (склонности, способности, возможности личности), в которой все составляющие должны согласовываться друг с другом.
Педагогу, занимающемуся профориентацией, важно знать критерии обоснованности профессионального выбора, которые определяются по следующим показателям:
- Наличие профессионального плана (намечена профессия и учебное заведение, где её можно получить, факультет, специальность);
- Наличие интереса, склонности к выбираемому виду деятельности (чтение литературы о профессии, посещение кружков, факультативов, практическая деятельность по данной профессии);
- Знание содержания и условий труда по намеченной профессии (правильное сообщение данных о последовательности и характере трудовых действий, целях, орудиях и условий труда);
- Знание требований, предъявляемых профессией к человеку (психологические и профессионально важные качества личности, представление о способах их развития или компенсации, состояние здоровья, знание медицинских противопоказаний к труду по выбранной профессии);
- Соотнесение знаний о состоянии своего здоровья и развитии профессионально важных качеств с требованиями профессии ( учёт их при выборе профессии или целенаправленная практическая деятельность по развитию необходимых качеств, по укреплению здоровья);
- Учёт общественной потребности в кадрах, возможности трудоустройства.
Довольно часто учащиеся необоснованно выбирают профессию. Это происходит из-за слабой информированности о профессиях, рынке труда, отрицательного влияния ценностных ориентаций семьи, соображений престижа при выборе профессии, завышенного уровня притязаний.
При выборе профессии наиболее часто встречаются следующие ошибки:
- выбор профессии за компанию;
- увлечение только внешней или какой-то одной стороной профессии;
- перенос отношения к человеку на саму профессию;
- отождествление учебного предмета с профессией;
- устаревшее представление о характере труда;
- недостаточное знание профессии;
- незнание или неадекватная оценка своих психических и физических особенностей;
- неумение разобраться в своих намерениях и мотивах.
Профессиональные намерения выпускников средних школ чаще обусловлены интересом к профессии, её социальным престижем, стремлением получить высшее образование. Гораздо реже мотивом профессионального выбора является интерес к содержательной стороне деятельности, творчеству и самореализации, общественная значимость профессии.
Факторы выбора профессии:
- Социальное макроокружение (общественный строй, уровень его развития).
- Социальное микроокружение (семья, школьный коллектив, круг знакомых и друзей).
- Потребность общества в кадрах.
- Условия трудовой деятельности.
- Психологические и психофизиологические особенности личности.
- Степень информированности о мире профессий, структуре рынка труда.
Профориентация учащихся в школах осуществляется совместно классным руководителем, психологом, педагогами-предметниками. Какова же роль классного руководителя?
В течение всего учебного года с учащимися необходимо проводить профориентационную работу:
- проведение психологического теста «Готов ли я к выбору профессии?»;
- ознакомление с различными профессиями данного профиля (химикобиологического, физико-математического, филологического и т. д.);
- ознакомление с высшими учебными заведениями, готовящими специалистов данного профиля (название ВУЗа, факультеты, специальности, условия приёма и т. д.);
- встречи и беседы с людьми интересующих профессий;
- встречи с бывшими выпускниками, поступившими на данные специальности в ВУЗы;
- посещение ВУЗов в «Дни открытых дверей» и т. д.
Целесообразно проводить классные часы, посвящённые профессиональной ориентации учащихся, уже начиная с первого месяца учёбы в 11 классе. При подготовке классного часа разрабатывать сценарий, готовить материалы выступлений и докладов должны сами ученики под руководством классного руководителя и психолога. Тогда ребята будут с большим интересом и увлечённостью обсуждать те или иные вопросы или проблемы, которые их заинтересуют.