Как известно, большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда. Поэтому работу по профессиональному воспитанию учащихся следует начинать как можно раньше:
На 1 ступени общего среднего образования (1-4 классы) – в рамках профориентационной работы у детей формируются представления о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека;
На 2 ступени (5-9 классы)- профориентационная работа направлена на развитие интересов и способностей,связанных с выбором профессии, на формирование профессиональной мотивации.
На 3 ступени (10-11 классы)- формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения.
Одна из главных целей системы профориентационной работы в нашей школе – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами учащегося и потребностями рынка труда.
Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия. В нашей школе существует определенная система по профориентации учащихся. В работе педагогов и специалистов СППС нашей школы в данном направлении я бы выделила четыре основные подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.
1.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: профессиональное просвещение предоставляет возможность ознакомления с миром профессий, их содержанием; Экскурсии на предприятия, посещение дней открытых дверей в учреждениях профтехобразования, высшего образования, акция «Университетские субботы», ознакомление с банком данных востребованных специальностей и вакансий в регионе. Профессиональная информация включает в себя также подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. С помощью профдиагностики устанавливаются и изучаются признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии.Профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. В рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии. Полноценная консультация должна раскрывать и развивать потенциал школьника, заставлять его думать самостоятельно, т.е. формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
4.СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ. Профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.